музыкальный руководитель Батыршина Алла Александровна
Рабочая программаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по освоению детьми 1,5-7 лет
образовательной программы дошкольного образования
по музыкальному воспитанию
Музыкальный руководитель:
Каменск-Уральский
СОДЕРЖАНИЕ стр. Iраздел. Целевой 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы………………………………………………………… 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………… 5 1.1.3. Характеристики особенностей развития воспитанников: - ранний возраст_---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6
- старший дошкольный возраст…………………………………………………………………………….. 11 1.2. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………. …………………… 14 II раздел. Содержательный 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
2.2. Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Музыка» - 2 группа раннего возраста --------------------------------------------------------------------------------- 32 - 1 младшая группа ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 36 - 2 младшая группа…………………………………………………………………………………………… 52 - средняя группа………………………………………………………………………………………………. 66 - подготовительная группа 80 Коррекционная работа с детьми ……………………………………………………………......................... 98 2.3.Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников------------------------------ 100 2.4. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями……………………………………… 103
IIIраздел. Организационный 3.1. Материально-техническое обеспечение программы…………………………………………………….. 106 3.2. Методическое обеспечение программы. …………………………………………………………….. 3.3. Циклограмма деятельности……………………………………………………………………………….. 115 3.4. Расписание непосредственно образовательной деятельности………………………………………….. 118 3.5. Традиционные праздники, события ………………………………………………………………………. 119
1.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы дошкольного образования. Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ; разработана для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по музыкальному развитию детей от 1,5 до 7 лет в соответствии с возрастными, индивидуальными и психическими особенностями, на основе обязательного минимума содержания по разделу «Музыка» для ДОУ, с обновлением содержания по программе «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, и др. ООО «Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 год/; на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО, программа), реализуемой в детском саду № 96. Программа является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду. Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта (приказ№1155, от 17.10.2013 г.) в разделе 2, пункт 2.6; раздел 3, пункт 3.3.4; раздел 4,пункт 4.6. Срок реализации программы – 1 год. Обучение и воспитание в Детском саду ведется на русском языке. Детский сад находится по адресу: улица Привокзальная, 18, город Каменск – Уральский, Свердловская область, Россия, 623400. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: · Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155), · Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.13г. № 1014), · СанПин 2.4.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26), · «Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96 комбинированного вида» (новая редакция) (утвержден приказом начальника ОМС УО от 15.02.2012 г. № 64). Цель рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО: создание условий для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности. Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются: -пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желание включаться в творческую деятельность; -органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с музыкой; -приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
-развитие способностей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту; -воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям; -обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей; Программа ориентирована на: - охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы дошкольного образования. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого – педагогические условия:
2.использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3.построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы, на возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4.поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в музыкальных видах деятельности; 5.поддержка инициативы и самостоятельности детей в музыкальных видах деятельности. Рабочая программа основана на принципах: 1. построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится субъектом дошкольного образования; 2. содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 3. поддержки инициативы детей в различных видах музыкальной деятельности; 4. сотрудничества с семьёй; 5. приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 6. формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 7. возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 8. учёта этнокультурной ситуации развития детей; 9. интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; 10. Комплексно – тематического построения образовательного процесса. 11. создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено; 12. целостного подхода в решении педагогических задач: а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование; б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; в) приобщение к народной культуре. 13. последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания; 14. партнерства, благодаря которому группа детей, музыкальный руководитель и воспитатель становятся единым целым; 15. положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. 1.1.3. Характеристики особенностей развития воспитанников Рабочая программа состоит из 4 разделов, рассчитана на 1 год обучения: 1- Ранний дошкольный возраст от 1.5 до 2 лет 2- 1 младшая группа с 2 до 3 лет 3- 2 младшая группа с 3до 4 лет 4- средняя группа с 4 до 5 лет; 5- подготовительная с 6 до 7лет Возрастные особенности детей 1 раздел Ранний дошкольный возраст На втором году жизни происходит развитие основ музыкальных способностей ребенка. Особенно интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего при ее слушании, а также в элементарной детской исполнительской деятельности. Дети проявляют искренний интерес к музыке, могут самостоятельно находить источник звука, с удовольствием слушать музыку, хотя длительность непрерывного восприятия остается небольшой. В музыке дети чувствуют настроение, общий характер, отдельные интонации, эмоционально откликаются на нее. В движениях и сюжетных играх под музыку дети становятся более активными, у них появляются новые движения. К концу года они выполняют элементарные движения с атрибутами (листочками, платочками и т. п.) (2-3 года) На третьем году жизни дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому педагогу необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников. Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр. В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. 2 раздел. Младший дошкольный возраст (3-4 года) 1. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. В этом возрасте у малыша уже имеется достаточный объем музыкально-слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует о развитии их музыкальной памяти. Имеющийся музыкальный опыт позволяет им вслушиваться и различать музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые виды песни (колыбельная и плясовая). Уровень восприятия музыки вполне достаточен, чтобы он служил основой для дальнейшего музыкального образования ребенка (воспитания, обучения и развития). 2.Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовые связки находятся в зачаточном состоянии. Певческий голос у ребенка довольно слабый, естественное пение отрывистое (говорком); певческое дыхание очень короткое (часто разрывает фразу на отдельные слова, а слово на слоги); певческая дикция в основном нечеткая и неясная, а у не которых детей вообще отсутствуют отдельные звуки; певческий диапазон небольшой (ре — ля первой октавы), у детей уже проявляется тип певческого голоса (высокий, средний, низкий), в силу психологических возможностей они не могут следить за чистотой певческой интонации, поэтому поют мелодию в основном неверно. На четвертом году у детей продолжает оставаться большой интерес к певческой деятельности, они способны успешно ею овладевать: • Прежде всего, имеется большое желание петь знакомые песни, осваивать новые. • Овладение речью позволяет большинству дошкольников довольно внятно пропевать слова песни. • Подражая взрослым, дети достаточно легко осваивают протяжное звуковедение, могут слитно петь короткие фразы (два-три слова). • Не только различают, но и воспроизводят низкие и высоки звуки нефиксированной высоты. 3. На четвертом году в связи с дальнейшим развитием опорно-двигательного аппарата ребенка и повышением двигательной активности у него отмечаются новые положительные возможности: • Движения под музыку становятся довольно координированными по сравнению с детьми третьего года. • В танцах, играх способен проявлять эмоциональную отзывчивость, адекватную характеру музыки (веселый или грустный), различает контраст в музыке. • Может менять движения в связи со сменой разнохарактерной музыки. • Может выполнять довольно ритмично такие основные движения, как ходьба, бег, а также несложные танцевальные движения. • С большим удовольствием в танцах, играх выполняет движения самостоятельно под пение взрослого. • С радостью включается в свободные пляски, как правило, выполняя однотипные движения. • Проявляет некоторые предпочтения — особенно нравятся игры и танцы с простым конкретным сюжетом, так как в них ребенок способен выполнять игровые роли. Вместе е тем возможности малыша в движениях под музыку остаются небольшими: • Движения выполняются тяжеловато, не может их детализировать и стремится выполнить как бы в общих чертах. • Не следит за осанкой, за положением головы. • Затруднена естественность, непринужденность движений. • В свободных плясках старается держаться группы детей. • Довольно слаба ориентировка в зале и т. п. • Продолжительность игры танца небольшая. Но все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Однако, несмотря на перечисленные трудности, этот вид музыкальной деятельности является для них одним из наиболее привлекательных. 4. На четвертом году ребенка все больше привлекает звучание детских музыкальных инструментов и игрушек, так как у него к этому времени довольно хорошо развит тембровый слух. Его привлекает звучание таких детских музыкальных инструментов, как дудочка, барабан, бубен, металлофон, а также различная тембровая окраска самодельных звучащих игрушек. Ребенок довольно легко различает не только тембровую окраску звучания знакомых инструментов, но и динамику их звучания (тихое и громкое) и особенности темпа (быстрый и медленный); он пытается воспроизводить их, лучше передает быстрый темп. В этом возрасте можно наблюдать развитие инструментальной импровизации — малыш с удовольствием пытается импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Он с интересом обследует музыкальные инструменты: изучает пластинки, кнопки и т. д., проявляя большой интерес к их устройству и внешнему виду. Однако возможности приобщения ребенка к игре на детских музыкальных инструментах, безусловно, остаются по-прежнему невелики — у него небольшой слуховой опыт и недостаточная координация движений руки .
3 раздел. Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Поскольку у ребенка пятого года отмечается большой интерес к музыке, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти. Однако необходимо помнить, что у ребенка 4—5 лет еще продолжается процесс развития органа слуха. Его барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию. 2.На пятом году ребенок по-прежнему проявляет большой интерес к пению, у него отмечается: • Большой интерес к пению — любит петь вместе со сверстниками и взрослыми, а также самостоятельно (в основном поет в пределах квинты). • Наличие любимых песен с ярким характером и образами, связанными с жизнедеятельностью в семье, детском саду. • Осознанное использование в пении средств выразительности: музыкальных (высота звука, динамические оттенки), внемузыкальных (выразительная мимика). • Правильное пропевание мелодии отдельных небольших фраз песни, исполнение контрастных низких и высоких звуков, а также несложного ритмического рисунка песни. • Напевное звуковедение, пропевание небольших фраз песни, не прерывая дыхания. • Певческий диапазон в пределах ре—ля первой октавы. Однако в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются по-прежнему небольшими: • Голосовой (певческий) аппарат ребенка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, поэтому продолжительность пения не должна превышать 5 минут; во время пения ребенку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затруднено прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата. • дикция у многих детей остается нечеткой, так как у некоторых отсутствуют отдельные звуки. • Ребенок не может отследить правильность собственного пения. Учитывая это, ребенка можно успешно обучать пению. 3.На пятом году продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменяется внешне, становится более стройным, пропорционально сложенным, в развитии музыкально-ритмических движений у него появляются новые возможности: — движения под музыку становятся более легкими и ритмичными; —отдельные действия под музыку выполняются более осознанно, ребенок может менять их самостоятельно в связи с изменением контрастных характера, регистра, ритма, темпа, динамики звучания двух-, трехчастного музыкального произведения; — он способен выполнить довольно сложные движения, построенные на чередовании рук и ног или на одновременном выполнении движений руками и ногами; — танцевальные шаги и движения ребенок легко выполняет с правой ноги (после показа и указаний взрослого), повышается качество исполнения движений; — танец может исполнять самостоятельно (при наличии не более трех движений). Вместе с тем возможности ребенка в музыкально-ритмической деятельности по-прежнему остаются сравнительно небольшими: — легкость движений остается относительной; — синхронность движений в паре, а подгруппе у многих детей вызывает затруднения; — выразительность движений недостаточна; — условно-рефлекторные связи при обучении детей музыкально - ритмическим движениям закладываются легко — после двух - трех повторений со словесным подкреплением, но устойчивость они приобретают лишь после 30 повторений и не всегда отличаются прочностью; — длительность игры и пляски остается непродолжительной, так как у дошкольника пятого года возбуждение преобладает над торможением. Однако все это, безусловно, не снижает интерес детей и их возможности в освоении музыкальных игр, танцев, хороводов и т. д. 4. Для ребенка пятого года жизни характерен по-прежнему большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках. В этом возрасте дошкольники лучше, чем малыши, разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других. Особенно важно то, что они способны воспринимать и воспроизводить простую ритмическую пульсацию, несложный ритмический рисунок. Ребенок с удовольствием импровизирует несложные ритмы марша, плясовой. Ритмические импровизации легче осваиваются им на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты: бубне, барабане, треугольнике, на различных детских музыкальных игрушках, в том числе и самодельных (из баночек, бутылочек, пластмассовых коробочек, эстетически оформленных). В этом возрасте улучшается координация движений руки, обогащается слуховой опыт, поэтому дошкольник уже способен воспроизводить на одной пластинке металлофона несложные ритмические рисунки. Это довольно значимый шаг в освоении деть игры на музыкальных инструментах. Однако надо помнить следующее: поскольку в данном возрасте возбуждение продолжает преобладать над торможением, затруднение у детей вызывает начало игры на металлофоне (получив молоточек, ребенок хочет сразу же начать играть, и ему очень трудно ждать, когда будет сыграно вступление или подготовятся к игре другие дети). Однако это не должно являться препятствием для обучения их игре на детских музыкальных инструментах. Большинство детей различают выразительный и изобразительный характер в музыке; владеют элементарными вокальными приемами, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицирует; делают попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении. Дети эмоционально откликаются на музыку, движения под музыку становятся более легкими и ритмичными; выполняют довольно сложные движения, построенные на чередовании рук и ног или на одновременном выполнении движений руками и ногами; исполняют песни при пении различая музыкальное вступление, припев и запев, но не всегда точно интонируют. Но есть дети, которые невнимательно слушают музыкальное произведение, не вникают в его содержание; музыка не вызывает у этих детей соответствующего эмоционального отклика; отказываются участвовать в беседах о музыке, затрудняются в определении характера музыкальных образов и средств их выражения; не интонируют, поют чаще на одном звуке. 4 раздел. Старший дошкольный возраст 6-7 лет Дети седьмого года жизни активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения - ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. В процессе восприятия произведений музыкального искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). Продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.
1.На седьмом году слушание музыки у ребенка остается по-прежнему одним из наиболее привлекательных видов детской музыкальной деятельности. Ребенок седьмого года жизни любит фантазировать, поэтому при слушании музыки, опираясь на имеющийся запас жизненных впечатлений, а также на знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует на нее. При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрасту овладевают культурой слушания. Имея достаточный запас музыкальных впечатлений, они помнят, просят повторить наиболее любимые произведения. Легко различают только первичные жанры музыки, но и их виды, а также эмоционально-образное содержание музыки. Дошкольники могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамики развития музыкального образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, отдельные интонационные ходы. Кроме того, интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей, дети могут довольно тонко слышать различать выразительные отношения музыкальных звуков. Далее развиваются такие музыкальные способности, как высотный слух, дошкольники начинают различать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения. Развитие умственных способностей влияет на дальнейшее появление музыкального мышления ребенка. Он уже способен к анализу музыкального произведения, его оценке: может сравнивать, обобщать, выделять отдельные музыкальные произведения по кому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т. п.). 2. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
• Голос стал более звонким. • Более дифференцированно выделяются дети с высокими или низкими голосами, для большинства характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы. • Налаживается вокально-слуховая координация; дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, начинают пользоваться самоконтролем, исправлять неточности своего пения (но лучше слышат пение другого ребенка). • Могут петь не только выразительно напевно, но и отрывисто, если это необходимо для передачи выразительности музыкальных образов и настроений, переданных в песне. • Могут петь на одном дыхании фразы песни. • Певческая дикция у большинства детей правильная. • Совместное пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам. В то же время голос у детей остается достаточно хрупким, продолжается формирование вокальных связок. Поэтому педагог должен помнить об охране детского голоса. При этом условии дети могут успешно осваивать далее певческую деятельность. 3. На седьмом году жизни у ребенка формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах — более осмысленными и управляемыми, более слаженными и уверенными. С окончанием движений, выполненных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под следующую часть. Ребенок может и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координированности их исполнения. 4. Продолжают развиваться основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Все это во многом объясняет большое желание детей заниматься игрой на музыкальных инструментах, в частности на металлофоне, поскольку этот детский музыкальный инструмент наиболее часто встречается в ДОУ. В элементарных импровизациях на металлофоне наибольших успехов дошкольники добиваются в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача ее удается им лишь пока в свободной импровизации. При обучении игре на металлофоне ребята легко осваивают игру только на двух пластинках, не соседствующих друг с другом. Это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки. Дети могут запоминать правильные названия пластинок металлофона, ориентируясь на низкие и высокие звуки. Это способствует довольно легкому освоению элементов нотной грамоты. этом возрасте у дошкольников проявляется чувство ансамбля, прежде всего ритмического. Таким образом, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте — металлофоне, а также и на других музыкальных инструментах. 1.1.Планируемые результаты освоения программы дошкольного образования.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой, социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка ,на этапе завершения уровня дошкольного образования. Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса. -Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка; -Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; -Использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; -Творческая организация музыкально-образовательного процесса; -Вариативность использования музыкально-образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; -Обеспечение качества музыкального развития ребенка в ходе воспитания и обучения; -Привлечение семьи к участию в культурной жизни групп детского сада и дошкольной образовательной организации в целом; -Соблюдение принципа преемственности. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Особенности освоения ОП ДО В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики, карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка можно посмотреть в приложении. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Процедура отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2 раза в год (в сентябре и мае). 6. Прогнозируемый результат
Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области « Художественно – эстетическое развитие», направлении « Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в художественно – эстетическом развитии и образовании детей.
Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей с 1,5 2лет.
Задачи образовательной деятельности
- Эмоциональное развитие малыша. - Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности. - Умение ребенка общаться в коллективе. - Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки - Выявление уровня музыкальных способностей - Воспитывать эстетический и музыкальный вкус. -Формировать умение слушать музыку. -Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.
Содержание образовательной деятельности
Слушание музыки с движениями воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности. Танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться - красиво двигаться. Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигнала транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.
Результаты образовательной деятельности: Достижения ребенка (Что нас радует)
*Ребенок с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности *Любит заниматься музыкальной деятельностью совместно со взрослыми *Эмоционально воспринимает красоту окружающего мира *Узнает в иллюстрациях изображения животных Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагога и родителей Ребенок невнимательно рассматривает игрушки, иллюстрации; пытается действовать, но при инициативе взрослого.
Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 2-3лет.
Задачи образовательной деятельности -Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности: петь, танцевать совместно со взрослым и самостоятельно. -Р 22 октября 2020 в 09:08
Прикреплённые файлы:Документ: Рабочая программа Описание файла:Файл называется: rabochaja-programa-20-21-god_h7td8.docx Это официальный файл организации «музыкальный руководитель Батыршина Алла Александровна», в нём содержится Рабочая программа. Размер файла: 0,64 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.