музыкальный руководитель Батыршина Алла Александровна

Рабочая Программа

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 96»

ПРИНЯТА Утверждена    

Педагогическим советом приказом заведующего    

протокол № 1 Детским садом № 96    

от 31.08.2021г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по освоению детьми 1-6 лет

образовательной программы дошкольного образования

по музыкальному воспитанию




Музыкальный руководитель:

Батыршина А.А.


Каменск-Уральский

   2021




                                                                                            СОДЕРЖАНИЕ                                                        стр.


I раздел. Целевой

1.1. Пояснительная записка

      1.1.1. Цели и задачи реализации Программы…………………………………………………………………. 3

      1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы………………………………………………….. 4

      1.1.3. Характеристики особенностей развития воспитанников………………………………………………

1.2. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………. ……………………….. 15

II раздел. Содержательный

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка 

в  образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» модуль «Музыка»………………… 18

       Коррекционная работа с детьми ……………………………………………………………....................... …. 120

2.3. Взаимодействие  музыкального руководителя  с  семьями воспитанников…………………………….. 122

2.4. Взаимодействие  музыкального руководителя  со специалистами

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Музыка»

      2. План работы с родителями

      3. План работы с педагогами

      4.  Материально-техническое обеспечение программы…………………………………………………….. 129

5.  Методическое обеспечение программы. …………………………………………………………….. 134

6. Традиционные праздники, события ………………………………………………………………………. 

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации  рабочей  программы дошкольного образования.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ; разработана для реализации образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» по музыкальному развитию детей от 2 до 7 лет в соответствии с возрастными, индивидуальными и психическими особенностями, на основе обязательного минимума содержания по разделу «Музыка» для ДОУ, с обновлением содержания по программе «Детство»: комплексная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева,  и др. ООО «Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016 год/;  Образовательная программа  дошкольного образования «СамоЦвет»  / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской обла-сти, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019/, на основе основной общеобразовательной программы   дошкольного образования (далее – ОП ДО, программа), реализуемой в детском саду № 96. Программа является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.

Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта  (приказ№1155, от 17.10.2013 г.) в разделе 2, пункт 2.6; раздел 3, пункт 3.3.4; раздел 4,пункт 4.6.   

Срок реализации программы – 1 год.

Обучение и воспитание в Детском саду ведется на русском языке.

Детский сад находится по адресу: улица Привокзальная, 18, город Каменск – Уральский, Свердловская область, Россия, 623400.


Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155),

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.13г. № 1014),

СанПин 2.4.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2021г. № 28,),

Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96» (новая редакция) 

       Цель  рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО: создание условий для развития предпосылок ценностно –  смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности.

       Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

-пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

-органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с  музыкой;

-приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

-формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

-формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

-развитие способностей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;

-воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;

-обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;

Программа ориентирована на:

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию  рабочей  программы дошкольного образования.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого – педагогические условия:

1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2.использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость,  как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3.построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы,  на возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4.поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в музыкальных видах деятельности;

5.поддержка инициативы и самостоятельности детей в  музыкальных  видах деятельности.

      Рабочая  программа основана на принципах:

построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором  ребенок  становится субъектом дошкольного образования;

содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержки инициативы детей в различных видах музыкальной  деятельности;

сотрудничества с семьёй;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учёта этнокультурной ситуации развития детей;

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 Комплексно – тематического построения образовательного процесса.

создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено;

целостного подхода в решении педагогических задач:

а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

в) приобщение к народной культуре.

последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания;

партнерства, благодаря которому группа детей, музыкальный руководитель и воспитатель становятся единым целым;

положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Характеристики особенностей развития воспитанников.

Рабочая программа состоит из 6 разделов, рассчитана на 1 год обучения: 

 ранний возраст  (1 до 2 лет)

ранний дошкольный возраст  (2 до 3 лет)

младший дошкольный возраст ( 3до 4 лет)

средний  дошкольный возраст  (4 до 5 лет)

старший дошкольный возраст  (5 до 6 лет)

старший дошкольный возраст   (6 до 7лет)

Возрастные особенности детей

1 раздел. Ранний возраст (с 1 до 2 лет)  см. Программа «Детство» (стр.13)

Группа № 1- 9детей. Из них 5 девочек и 4 мальчика. Всем детям можно заниматься на занятиях с полной нагрузкой.

Группа № 7-11детей. Из них 5 девочек и 6 мальчиков. Всем детям можно заниматься на занятиях с полной нагрузкой.

2  раздел  Ранний дошкольный возраст (2-3 года)  см. Программа «Детство» (стр. 14)

Группа № 3 -16 детей Из них 10 девочек и 6 мальчиков. Всем детям можно заниматься на занятиях с полной нагрузкой.

3 раздел.   Младший дошкольный возраст (3-4 года) см.Программа «Детство» стр.15

Группа  № 11 -14 детей. Из них 4 девочки и 10 мальчиков. Всем детям можно заниматься на занятиях с полной нагрузкой.

4 раздел. Средний дошкольный возраст (4-5 лет) см.Программа «Детство» стр.18

 Группа № 6  -  15  детей.  Из них 7 мальчиков и 8 девочек. Освобождения от музыкальных занятий у детей нет.

5 раздел. Старший дошкольный возраст (5-6 лет). См.Программа «Детство» стр.21


Группа № 8  -  18  детей.  Из них 12 мальчиков и 6 девочек. Освобождения от музыкальных занятий у детей нет.

Планируемые результаты освоения  программы дошкольного образования.

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса.

-Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка;                                                                                                               -Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;                                                                                                                                  -Использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;                                                       

-Творческая организация музыкально-образовательного процесса;           

-Вариативность использования музыкально-образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;           

-Обеспечение качества музыкального развития ребенка в ходе воспитания и обучения; 

-Привлечение семьи к участию в культурной жизни групп детского сада и дошкольной образовательной организации в целом;                                                                                                     

-Соблюдение принципа преемственности.

Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Особенности освоения ОП ДО

            В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. 

            Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики,  карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка можно посмотреть  в приложении. 

           Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей. 

Процедура отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

6. Прогнозируемый результат

1 младшая Младшая Средняя Старшая Подготовительная    

1.Активно реагирует на музыку вокальную и инструментальную, с удовольствием двигается под музыку и слушает простые произведения.

2. Выполняет музыкально-ритмические движения по показу взрослого. 1.Внимательно слушать музыкальное произведение, запоминать

2.Проявлять эмоциональную отзывчивость, чувствовать характер музыкального произведения

3.Различать танцевальный, песенный, маршевый метроритмы, передавать их в движении

4.Активен в играх на исследовании звука, в элементарном музицировании 1.Установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа

2.Различать выразительный и изобразительный характер в музыке

3.Владеть элементарными вокальными приемами. Чисто интонировать попевки в пределах знакомых интервалов

4.Ритмично музицировать, слышать сильную долю в двух-,трехдольном размере

5.Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносить в самостоятельную деятельность, делать попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении 1.Развивать элементы культуры слушательского восприятия

2.Выражать желание посещать концерты, музыкальный театр

3.Иметь представление о жанрах музыки

4.Проявлять себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

5. Активен в театрализации

6.Учавствовать в инструментальных импровизациях 1.Развить культуру слушательского восприятия

2.Выражать желание посещать концерты, музыкальный театр

3.Иметь представление о жанрах и направлениях классической и народной музыке, творчестве разных композиторов

4.Проявлять себя во всех видах музыкально-исполнительской деятельности, на праздниках

5.Активен в театрализации, где включаются ритма-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывании

6.Учавствовать в инструментальных импровизациях  

         Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области « Художественно – эстетическое развитие», направлении « Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности  в художественно – эстетическом  развитии и образовании детей.

Цели и задачи образовательной деятельности    

Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса

с учетом потребностей,  готовности детей к освоению рабочей программы

в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с учетом рекомендаций авторов реализуемых образовательных программ (разделов) из утвержденного перечня с учетом специфики национально-культурных, демографических, климатических условий    

Художественно-эстетическое направление развития детей    

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ    

Цель: формировать социокультурной образовательной среды развития ребенка, открывающей возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, в том числе достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода к детям раннего (или дошкольного) возраста.

Задачи:

- охранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

-обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

- создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединяь обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- приобщать к истокам народной культуры.

Цель: побуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Задачи:

- развивать музыкальную культуру дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями,

- развивать у ребенка позиции активного участника исполнителя- создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пени, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

Младший дошкольный возраст

-Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку;

- организовать детское экспериментирование с немузыкальными

 (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;

-активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников;

- развивать двигательно- активные виды музыкальной деятельности- музыкально-ритмические движения  и игру на шумовых музыкальных инструментах;

- развивать

координинацию движений и мелкую моторику при обучении приемам игры на инструментах;

- формировать вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому;

- стимулировать умение импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

Старший дошкольный возраст

- обогащать слуховой опыта детей при  знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;

- накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;

-обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;

- развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

- развивать умение чисто интонировать в пении а сареllа и  на два голоса;

- осваивать навыки ритмического многоголосия посредством игрового музицирования;

- стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;

- развивать умение сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности. Цель: Формировать у ребенка представления о художественно-эстетическом образе, влияющем на его эмоциональное состояние, умение творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания и обучения видов искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства, народного фольклора, обеспечивающих творческую самореализацию своего «Я» в различных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

- развивать творческие способности и самовыражение ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к миру;

- развивать у ребенка эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия родной природы и рукотворного мира;

- формировать умение на основе знаково-символической системы искусств, воспринимать и оценивать выразительно-изобразительные средства, устанавливать взаимозависимость между содержанием и средствами выразительности, познавать способ освоения искусства;

- развивать эмоционально-эстетические чувства, нравственно-эстетические суждения, основы эстетического вкуса, чуткости к красоте произведения, на основе предоставления самостоятельного выбора ребенком изобразительно-выразительных средств, усвоенных в процессе познания произведений; 

- развивать творческий потенциал ребенка, проявляющийся в активном стремлении преобразовывать и создавать в собственной творческой деятельности художественный образ специфическим языком знаков и символов искусства;

- способствовать формированию опыта эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства, потребности в самовыражении своих чувств, ценностей и мироощущения через свободный выбор содержания художественно-эстетической деятельности;

- формировать познавательно-эстетические интересы и способности, нравственно-эстетические качества, умение рефлексировать, творчески воспринимать искусство и самовыражаться в процессе и продукте художественно-творческой деятельности;

- развивать интерес к культурному наследию земли Уральской, активную личностную позицию маленьких жителей Свердловской области, уральского региона, чувство сопричастности, желание сохранять и передавать фольклор, традиции, обычаи народов Урала;

- развивать элементарные представления о художественной, мифопоэтической картине мира, языках искусства, способах художественного оформления быта на примерах народов Урала, среды обитания, художественного видения природы, ценностного отношения к традиционной культуре своего народа, своего края.


Младший дошкольный возраст

Образовательные задачи. Основные подходы к их решению.

Формировать у ребенка:

- умение определять звучание отдельных инструментов, в том числе, народных;

- вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому;

- умение внимательно слушать от начала до конца небольшие музыкальные пьесы или фрагменты более крупных произведений;

- умение определять общее направление музыки и ее первичные жанры (марш, песня, танец), различать средства музыкальной выразительности;

- «мышечные чувства»; 

-  умение играть на деревозвучных, металлозвучных и других ударных инструментах, опираясь на тембровый слух.

Развивать у ребенка:

- эмоциональность и выразительность, музыкально-двигательное творчество ребенка; 

- чувство темпа в системе чувства музыкального ритма; 

- слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку;

- координировать движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на музыкальных инструментах.

Старший дошкольный возраст

Образовательные задачи. 

Воспитывать у ребенка:

- основы музыкально-эмоциональной культуры.

Формировать у ребенка

-  умение самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения;

- умение планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение (самостоятельно или со взрослым).

- легкость, пружинность и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).

- умение ребенка выражать в свободных, естественных пантомимических движениях динамику развития музыкального образа.

Развивать у ребенка:

- музыкальный интонационно-речевой опыт, умение пользоваться эмоционально-образным словарем;

- способы познания своего эмоционального состояния и другого человека средствами музыки;

-  интерес к слушанию музыки, эмоциональный отклик на нее; 

- способность к развернутой интерпретации;

- интонационно-мелодическое слушание музыки, которое лежит в основе понимания ее содержания;

- чувство музыкального ритма;

- технику исполнения танцевальных движений;

- тембровый и динамический слух в процессе игры на музыкальных инструментах;

- вокальные, музыкальные способности;

- творческую активность, мышление и воображение в процессе инструментальной импровизации; 

- представления о способах передачи информации посредством изображения, движения, мимики и пантомимики.


Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 1-2 лет. 

            см. Программа «Детство» стр. 68 

Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 2-3лет. 

см. Программа «Детство» стр. 70

         Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 3-4лет. 

см. Программа «Детство» стр. 147

Содержательная линия «Культурная практика детского музыкального творчества» (см. программа «Самоцвет», стр. 202)

Содержательная линия «Культурная практика театральной деятельности» (см. Программа «Самоцвет», стр. 205)

Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 4-5лет. 

см. Программа «Детство» стр. 154

Содержательная линия «Культурная практика детского музыкального творчества» (см. программа «Самоцвет», стр. 212)

Содержательная линия «Культурная практика театральной деятельности» (см. программа «Самоцвет», стр. 215)

Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 5-6 лет.

см. Программа «Детство» стр. 163

Содержательная линия «Культурная практика детского музыкального творчества» (см. программа «Самоцвет», стр. 222)

Содержательная линия «Культурная практика театральной деятельности» (см. программа «Самоцвет», стр. 225)

Содержание педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» для детей 6-7 лет.

см. Программа «Детство» стр. 170

Содержательная линия «Культурная практика детского музыкального творчества» (см. программа «Самоцвет», стр. 233)

Содержательная линия «Культурная практика театральной деятельности» (см. программа «Самоцвет», стр. 236)

Структура и формы работы с детьми  по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

Раздел «Слушание музыки»

Совместная деятельность взрослого и детей, направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации, виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями    

Образовательная деятельность в режимных моментах Групповая

Подгрупповая Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей    

Формы организации детей    

Индивидуальные

Подгрупповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные 

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные    

-Использование музыки:

- на утренней гимнастике и в непосредственной образовательной деятельности (область «Физическая культура»);

- в непосредственной образовательной деятельности (область «Музыка»);

- во время умывания;

- в другой непосредственной образовательной деятельности (области «Познание», «Чтение художественной литературы»,  и др.);

- во время  прогулки (в теплое время); 

- в сюжетно-ролевых играх;

- перед дневным сном;

- при пробуждении;

- на праздниках и развлечениях

-Использование музыки:

- в непосредственной образовательной деятельности;

- на праздниках, развлечениях;

-музыка в повседневной жизни:

-в непосредственной образовательной деятельности (в различных образовательных областях);

- в театрализованной деятельности; 

-при слушании музыкальных сказок;

- просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов; 

- при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

- при рассматривании портретов композиторов.

-Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. 

-Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия»

-Консультации для родителей

-Родительские собрания

-Индивидуальные беседы

-Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

-Театрализованная деятельность (совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр);

-Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности; 

-Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки);

-Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье;

-Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов  

Раздел «Пение»

Совместная деятельность взрослого и детей, направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации, виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями    

Образовательная деятельность в режимных моментах Групповая

Подгрупповая Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей    

Формы организации детей    

Индивидуальные

Подгрупповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные 

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные    

-Использование пения:

- в непосредственной образовательной деятельности (область «Музыка»);

- в другой непосредственной образовательной деятельности (области «Познание», «Чтение художественной литературы»,  и др.);

- во время  прогулки (в теплое время); 

- в сюжетно-ролевых играх;

-в театрализованной деятельности;

- на праздниках и развлечениях

-Непосредственная образовательная деятельность;

-Праздники, развлечения;

-Музыка в повседневной жизни:

-театрализованная деятельность;

-пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду;

- пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности -Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, иллюстраций знакомых песен, музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. ТСО; 

-Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих сочинению мелодий разного характера (ласковая колыбельная, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселая плясовая);

-Игры в «кукольный театр», «спектакль» с импровизацией; 

-Музыкально-дидактические игры;

-Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности

-Совместные праздники, развлечения в ДОУ;

-Театрализованная деятельность (совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр);

-Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности; 

-Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки);

-Создание музея любимого композитора;

-Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье;

-Совместное пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности; 

-Создание совместных песенников  

Раздел « Музыкально- ритмическая  деятельность»


Совместная деятельность взрослого и детей, направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации, виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями    

Образовательная деятельность в режимных моментах Групповая

Подгрупповая Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей    

Формы организации детей    

Индивидуальные

Подгрупповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные 

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные    

-Использование музыкально-ритмических движений:

- на утренней гимнастике и в непосредственной образовательной деятельности (область «Физическая культура»);

- в непосредственной образовательной деятельности (область «Музыка»);

- в другой непосредственной образовательной деятельности; 

- во время  прогулки; 

- в сюжетно-ролевых играх;

- на праздниках и развлечениях -Непосредственная образовательная деятельность

-Праздники, развлечения

-Музыка в повседневной жизни:

-театрализованная деятельность;

-музыкальные игры, хороводы с пением;

-инсценирование песен;

-формирование танцевального творчества;

-импровизация образов сказочных животных и птиц;

- празднование дней рождения

-Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: 

-подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений, 

-подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО

-Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей под музыку соответствующего характера

-Придумывание простейших танцевальных движений

-Инсценирование содержания песен, хороводов

-Составление композиций танца -Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

-Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

-Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности 

-Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

-Создание музея любимого композитора

-Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

-Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей

Раздел « Игра  на детских музыкальных инструментах»

Совместная деятельность взрослого и детей, направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации, виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями    

Образовательная деятельность в режимных моментах Групповая

Подгрупповая Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей    

Формы организации детей    

Индивидуальные

Подгрупповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные 

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные    

-Использование детских музыкальных инструментов:

- в непосредственной образовательной деятельности (область «Музыка»);

- в другой непосредственной образовательной деятельности; 

- во время  прогулки; 

- в сюжетно-ролевых играх;

- на праздниках и развлечениях -Непосредственная образовательная деятельность

-Праздники, развлечения

-Музыка в повседневной жизни:

-театрализованная деятельность;

-игры с элементами  аккомпанемента;

- празднование дней рождения

-Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Портреты композиторов. ТСО 

-Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в музицировании

-Музыкально-дидактические игры

-Игры-драматизации

-Аккомпанемент в пении, танце и др.

-Детский ансамбль, оркестр. 

-Игра в «концерт», «музыкальные занятия»

-Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

-Театрализованная деятельность (совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

-Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности 

-Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

-Создание музея любимого композитора

-Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

-Совместный ансамбль, оркестр  



Раздел «Творческая  деятельность»


Совместная деятельность взрослого и детей, направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации, виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями    

Образовательная деятельность в режимных моментах Групповая

Подгрупповая Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей    

Формы организации детей    

Индивидуальные

Подгрупповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные 

Подгрупповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные    

-В непосредственной образовательной деятельности (область «Музыка»);

-В другой               непосредственной образовательной деятельности; 

-Во время  прогулки; 

-В сюжетно-ролевых играх;

-На праздниках и развлечениях -Непосредственная образовательная деятельность

-Праздники, развлечения

-В повседневной жизни:

-театрализованная деятельность;

-игры; 

-празднование дней рождения

-Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Портреты композиторов. ТСО 

-Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в пении, движении, музицировании

-Придумывание мелодий на заданные и собственные слова

-Придумывание простейших танцевальных движений

-Инсценирование содержания песен, хороводов

-Составление композиций танца

-Импровизация на инструментах

-Музыкально-дидактические игры

-Игры-драматизации

-Аккомпанемент в пении, танце и др.

-Детский ансамбль, оркестр 

-Игра в «концерт», «музыкальные занятия»  -Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

-Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

-Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности 

-Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

-Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье  



В рамках музыкального развития в течение года проводятся:

-регламентированная непрерывная  образовательная деятельность (далее НОД) (2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПин -2.4.1.3049-13)

- музыкальные досуги (1 раз в месяц);

- музыкальные праздники (4 раза в год).

Организация учебного процесса в МБДОУ регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и циклограммой деятельности музыкального руководителя.

Возрастные группы    

2 группа раннего возраста  2-я мл.гр. Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа    

Длительность       непрерывной образовательной деятельности 10 15 20 25 30    

Количество в неделю/

Общее время в минутах. 2/20 2/30 2/40 2/50 2/60    

Количество занятий в год/ общее время в минутах 60/600 60/900 60/1200 60/1500 60/1800  

    Особенностью  рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. 

   Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. 

     Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс,  формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар -  является вариативным компонентом программы и  может изменяться, дополняться,  в связи с календарными событиями и  планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей  разных категорий детей.

           Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области  художественно-эстетическое развитие. 

(см. приложение № 1)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ   РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Проблема В чем проявляется План коррекционной работы    

Нечистое интонирование

Слабый и низкий голос

Маленький диапазон

Слабая музыкальная память

Слабое дыхание Пение на 1 звуке

Тихое пение

Разрывание музыкальных фраз

Прерывистое дыхание       1. Упражнения для развития голоса «Фонопедический метод развития голоса детей»

      2.Подбор упражнений на:- расширение диапазона голоса

     -на развитие силы голоса- Дыхательные упражнения    

        1. Слабо развито чувство ритма

        2. Плохая координация движений

        3. Медленная реакция на смену характера музыки Не четко прохлопывает ритм

Не ритмично исполняет музыкально - ритмические движения

Слабая ритмическая память

Не умеет ритмично исполнить попевку      1.Занятия по методике М.Ю. Картушиной

     2.Подбор упражнений, ритмических стихов для развития чувства ритма

     3.Упражнения над ритмичностью и выразительностью движений  

Содержание  индивидуальной работы 

Содержание работы музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

коррекционно-развивающее;

информационно-консультативное.

Принципы построения совместных занятий:

Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

Принцип всестороннего воздействия

Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения  занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых и психических нарушений.

Принцип наглядности.

Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

 Задачи, стоящие при проведении коррекционно-образовательной работы. 

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные    

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.  

Индивидуальная  работа музыкального руководителя в повседневной жизни

Формы  индивидуальной  работы Содержание индивидуальной работы    

Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо.

Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики    

Развитие выразительности в пении и танце Развитие мимики    

Использование музыкальных духовых инструментов. 

Распевки. 

Упражнения на дыхание в танце. Развитие речевого дыхания

Хоровое пение.

Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей. Развитие голоса    

Использование попевок. 

Хоровое и индивидуальное пение. 

Музыкально-ритмические движения. Развитие фонематического слуха    

Разучивание и пение песен. 

Пение песен со звукоподражанием Развитие артикуляции    

Разучивание текстов песен. 

Драматизация.

Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр. Развитие грамматического строя речи    

Пополнение словаря музыкальной терминалогией.

Обогащение словаря в процессе занятий. Развитие словаря    

Драматизация.

Кукольный театр и куклы бибабо. 

Музыкальные спектакли. Развитие диалогической речи    

Разучивание текстов песен Развитие монологической речи    

Участие детей в музыкальных представлениях. Развитие коммуникативных навыков 

Особенности взаимодействия педагогов  с семьями воспитанников

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников осуществляется на принципах:

1) сотрудничества Детского сада с семьей;

2) учета этнокультурной ситуации развития детей;

3) психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам педагог определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.

Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

Познакомить родителей с особенностями музыкального  развития детей младшего дошкольного возраста 

Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в музыкальной  деятельности.

Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его  музыкального  развития, видеть его индивидуальность.

Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к  музыке.

Направления взаимодействия педагога с родителями

Педагогическое образование родителей.

Педагогическое образование родителей  дошкольников ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя.

Выбирая направления педагогического образования, педагог  ориентируется на потребности родителей группы. 

Совместная деятельность педагогов и родителей

          Педагог стремится сделать родителей активными участниками жизни детского сада. Педагог  организует такие совместные праздники и досуги как - праздника осени, праздник Нового года, праздников для мам (Восьмого марта) и пап (23 февраля). Важно, чтобы на этих встречах родители присутствовали не просто как зрители, а совместно с детьми выступали с концертными номерами, включались в детские театрализации, читали стихи, участвовали в конкурсах. Планирую проведение совместных с родителями праздников, вечерних посиделок, семейных гостиных, семейных конкурсов становятся традициями  детского сада.

План работы с родителями (Приложение № 2)

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду,- следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-образовательного процесса. Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.    Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

План работы с педагогами (Приложение № 3)

Материально-техническое обеспечение программы  (Приложение № 4)

Методическое обеспечение программы (Приложение № 5)

29 сентября 2021 в 07:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.